© Позднов М.С.
Постановление
№ 3-П.
2 февраля
1999 г. Конституционный Суд принял Постановление по делу о проверке конституционности
положений статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета РФ
от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»,
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях». Пункт 1 указанного постановления ВС РФ
предусматривал введение норм, касающихся рассмотрения уголовных дел с участием
присяжных заседателей, на территории всего 9 субъектов РФ. На остальной
территории РФ до принятия соответствующего федерального закона в силу абз.1 п.6
раздела 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ действовал
прежний порядок рассмотрения уголовных дел. Конституционный Суд признал такой
порядок вещей далее не соответствующим Конституции РФ, её статьям 19, 20 и 46,
и установил, что до вступления в силу федерального закона, реально
обеспечивающего право любого
обвиняемого в совершении преступления, за которое может быть назначена смертная
казнь, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей
наказание в виде смертной казни отныне назначаться не может независимо от
состава суда , который рассматривает соответствующее уголовное дело.
Мотивировочная часть Постановления КС
содержит лишь один аргумент в пользу принятого решения: у Федерального Собрания
было достаточно времени (5 лет) для принятия указанного федерального закона, т.
е. для выполнения предписания абз. 1 п. 6 раздела 2 Конституции РФ. Указанная
конституционная норма действительно является нормой временного действия, причем
с условно-определенным сроком, установленным ей самой. Условия и порядок
действия некоторых норм Конституции определялись её разделом 2 «Заключительные
и переходные положения». Следовательно, ч. 2 ст. 20 Конституции РФ являясь в
силу абз.1 п. 6 её радела 2 нормой
отлагательного действия, не могла быть действущей нормой-предписанием, а в
лучшем случае могла быть нормой-целью (для законодателя). Поэтому ссылки на не
вступившую в силу норму Конституции не могли быть положены в основу решения
Конституционного Суда. Отмена либо
изменение положений абз.1 п.6 раздела 2 Конституции возможны лишь внесением в
него в установленном порядке поправки в Конституцию. Следует отметить, что в
конституциях зарубежных государств встречаются сходные с абз.1 п.6 раздела 2
Конституции РФ нормы, при этом в одних случаях они указывают на предельный срок
принятия необходимых правовых актов, в других такой срок не указан (отсутствуют
даже качественные характеристики:
«разумный», «максимально короткий» и пр.), что дает основание считать, что
определение момента вступления в силу некоторых конституционных норм отдается
на усмотрение законодателя[1].
Другие субъекты законодательной инициативы (в т.ч. и Конституционный Суд) могут
лишь инициировать рассмотрение вопроса о прошествии достаточного срока перед
национальным парламентом. В последующем
времени КС уже открыто заявил о том, что в постановлении 3-П он провозгласил
окончание переходного периода касательно судов присяжных[2].
Даже если допустить, что Суд правомочен определять момент окончания того или
иного периода, в постановлении никак не отразились основания для такого
определения. Чем руководствовался Суд, констатируя, что переходный период
закончился, причем закончился именно в начале 1999 года, но никак не раньше?
Тем, что уже созданы все материально-технические, организационные, правовые и
иные условия функционирования судов присяжных? Или население настойчиво стало
просить поучаствовать в отправлении правосудия, престиж которого многократно
вырос? Или может существует вариант Конституции РФ, где есть указание на
примерные критерии окончания периода? Что ж, воля Конституционного Суда –
закон, и даже больше, чем закон.
Кроме того, Конституционный Суд ссылался
на нарушение конституционного принципа равенства прав граждан перед законом:
ведь одни граждане, в зависимости от места рассмотрения их дела, имели право на
судопроизводство с участием присяжных заседателей, а другие - не имели такого
права. В связи с этим Суд в резолютивной части постановления приостановил
вынесение смертных приговоров во всех субъектах РФ, независимо от наличия в них
действующих судов присяжных. Очевидно, что речь идёт о равенстве перед
упоминавшимся Законом РФ, дополняющим Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» и
УПК РСФСР нормами о суде присяжных. А теперь посмотрим ещё раз на абз.1 п.6:
«До введения в действие… сохраняется прежний порядок…». Эта формулировка
существовала и в президентском проекте Конституции РФ до принятия указанного
Закона, а 25 декабря 1993 г. как правовая норма вступила в силу. С 1 ноября 1993 г. суды присяжных стали
действовать в 5 субъектах РФ, но по смыслу абз 1 п.6 это не явилось «введением
в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел с участием
присяжных заседателей». «Прежний порядок», указанный в абз.1 п.6, может
толковаться только как рассмотрение уголовных дел судебной коллегией в составе
судьи с участием двух народных заседателей, а не как прежний порядок плюс
порядок в пяти субъектах. Поэтому с момента вступления в силу Конституции РФ
(25 декабря 1993 г.), руководствуясь её указанием о сохранении прежнего порядка
рассмотрения уголовных дел без изъятий каких-либо территорий, Постановление
Верховного Совета от 16 июля 1993 г. в части введения суда присяжных в 9
регионах стало неконституционным и подлежало отмене. Иначе говоря, суды
присяжных, особенно в 4 субъектах, где они стали действовать с 1 января 1994 г.
(порядок, установленный в пяти субъектах с 1 ноября 1993 г. еще можно «буквоедским»
толкованием притянуть к «прежнему» относительно декабря 1993 г.) попросту
нелегитимны. И по логике вещей Конституционный Суд должен был бы приостановить
функционирование судов присяжных до их повсеместного введения на территории РФ; это явилось бы обеспечением прав граждан
на равенство их перед законом[3].
Однако, признав пятилетний временной
отрезок достаточным для принятия известного закона, Конституционный Суд РФ в
мотивировочной части постановления
обязал законодателя
незамедлительно принять такой
закон. Федеральное Собрание приняло к сведению это решение, но никаких действий
по выполнению предписаний либо возмущения по поводу вторжения в свою
компетенцию не последовало.
Вообще-то Конституционному Суду не свойственно принимать подобные малоаргументированные с правовой точки зрения постановления: все-таки судьи - это юристы высшей квалификации. Видимо, в данном случае политическая целесообразность[4] сыграла решающую роль при решении чисто юридического вопроса.[5] Постановление №3-П появилось очень вовремя: 28 февраля 1999 г. истекал трехгодичный срок обозначенный в Заключении ПАСЕ №193 от 25 января 1996 г. для ратификации Протокола №6; таким образом была выдержана хорошая мина при плохой игре. Между тем, втянувшись в околополитические разборки, Конституционный Суд чуть было не подложил мину под другие законы, зависящие от предписаний и переходных положений Конституции (интересно было бы посмотреть на приостановление призыва на военную службу до выполнения предписания Конституции о принятии закона об альтернативной службе, или на приостановление производства любых обысков и арестов до передачи этих вопросов в ведение суда). Ввиду сего КС в своем определении от 2 апреля 2001 г. N 91-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Посохова Сергея Витальевича на нарушение его конституционных прав статьями 90 и 122 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» осторожно смягчил свою позицию, указав что «само по себе то обстоятельство, что с момента принятия Конституции Российской Федерации прошло значительное время, а уголовно-процессуальным законодательством так и не установлен судебный порядок разрешения вопросов о применении задержания и ареста, не дает оснований признать жалобу С.В. Посохова отвечающей предусмотренным Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" критериям допустимости обращений»[6].
[1] В проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией, аналогичная норма содержала четко указанный срок действия переходного положения- не более 2 лет.
[2] См, напр., Определение КС от 6 марта 2001 г. №68-О (Вестник КС №4, 2001г.)
[3] Здесь имеется ввиду не деятельность судов присяжных вообще (она легитимна в силу ч.4 ст123 Конституции РФ), а только рассмотрение дел, указанных в ч.2 ст. 20 Колнституции.
[4] Заказом президентской администрации назвал Постановление еженедельник «Коммерсант-власть»(1999г, №25, С.8)
[5] Есть ещё одно постановление с политической подоплекой, возможно с более глубокой, чем может показаться на первый взгляд, – постановление о кандидатурах премьер-министра.
[6] СЗ РФ. 2001. №24. Ст.2499