В "ОНС" ╟ 5 за 1999 год была опубликована статья профессора И.Л. Петрухина "Право на жизнь и смертная казнь". В ней акцент сделан на защите права на жизнь; приводятся данные, свидетельствующие о превалировании тенденции к отмене смертной казни. В нижеследующей публикации автор, напротив, констатирует, что мировой опыт не позволяет сделать однозначный вывод в пользу отмены смертной казни в обозримой перспективе в большинстве государств мира. При принятии решения об отмене смертной казни каждое суверенное государство исходит из национальных интересов и вправе определять законодательные меры по обеспечению безопасности, правопорядка и стабильности в обществе.
В.В. БОЙЦОВА
Б о й ц о в а Виктория Валентиновна - доктор юридических наук. профессор Московской государственной юридической академии.
Отношение к смертной казни зарубежных государств, России и Совета Европы
Информация о государствах, применяющих смертную казнь
К концу 1995 года смертная казнь была полностью отменена в 72 странах и в 90 странах сохранена.
По данным ООН, с 1989-го по 1995 год смертную казнь отменили 25 стран. В 14 странах смертная казнь может быть применена лишь при особых обстоятельствах, например в военное время (Аргентина, Бразилия1, Великобритания, Греция, Израиль, Канада, Кипр, Мексика, Непал и др.).
30 стран и территорий сохранили смертную казнь в законодательстве, но не применяли ее на практике в течение последних 10 лет и более (например, Бельгия, Чили, Конго, Гватемала, Турция2). Фактически не применяется смертная казнь на Кипре, в Греции, Ирландии, Великобритании3.
Каждая страна пришла к отмене смертной казни собственным путем. Обзор законодательства о смертной казни зарубежных государств Дэзволяет сделать вывод о том, что общую тенденцию к отказу от смертной казни трудно назвать последовательной или поступательной. В Италии смертная казнь была отменена, восстановлена и вновь отменена. В Англии в 1965 году смертная казнь за тяжкое убийство в порядке эксперимента была отменена на пять лет, а в 1970 году - окончательно.
В 90-х годах от смертной казни отказались Ирландия, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия, Швейцария, Грузия. Словения отменила смертную казнь в 1991 году. В 1993 году мораторий на смертную казнь ввела Болгария, а затем и Польша, в 1994 году ее отменили Молдавия и Италия, в 1995 году - ЮАР и Испания. В 1996 году мораторий на смертную казнь установили Литва и Латвия, а в начале 1997 года о полной отмене смертной казни объявила Эстония, где такого рода приговоры не приводятся в исполнение с 1991 года. В ближайшее время ожидается отмена смертной казни в Латвии, Польше и Литве. В декабре 1996 года Грузия объявила мораторий на применение смертной казни с 1995 года, а в ноябре 1997 года отменила смертную казнь за все виды правонарушений. Польша отменила смертную казнь за все правонарушения в июле 1997 года, когда президентом страны был утвержден новый уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января 1998 года.
К числу стран, сохранивших смертную казнь, относятся бывшие республики СССР, бывшие социалистические страны, ряд среднеазиатских стран, группа африканских государств, все арабские страны, а также 38 штатов США.
Впервые в истории смертная казнь была отменена в США в штате Мичиган в 1846 году (США опередили в этом отношении первое государство в Европе - Португалию, где смертная казнь была отменена в 1867 году). Тем не менее большинство штатов США смертную казнь не отменили. Особенно часто смертные приговоры выносятся в южных штатах (Джорджия, Техас, .Флорида) и, как правило, в отношении негров. В решении Верховного суда по делу "Фурмэн против штата Джорджия" (1972 г.) и по делу "Грегг против штата Джорджия" (1976 г.) содержится противоречивое отношение к смертной казни. В первом случае члены Верховного суда, хотя и не единодушно, пришли к выводу, что наказание в виде смертной казни противоречит VIII поправке к Конституции США. Спустя четыре года после указанного решения, ставшего кульминацией столетней борьбы за отмену смертной казни в США, это наказание было признано в решении по делу "Грегг против штата Джорджия" не противоречащим Конституции. При рассмотрении дела Фурмэна не был до конца решен основной вопрос, является ли сама по себе смертная казнь неконституционной, ибо Верховный суд решал вопрос не о смертной казни как мере наказания, а лишь о ее применении в конкретном случае. Многие исследователи считают, что сохранение смертной казни в штатах США является капитуляцией перед общественным мнением. открыто выступавшим за восстановление смертной казни. Ф. Зимринг и Д. Хокингс полагают, что отмена смертной казни едва ли осуществима в обозримом будущем. Шагом на пути к полной отмене смертной казни может быть ее законодательное запрещение, однако с оговоркой о том, что она при определенных обстоятельствах может быть восстановлена [I].
Хотя число стран, отказывающихся от применения смертной казни, растет и общая тенденция - сокращение применения этого наказания, в ряде государств наблюдается обратное положение. С 1965 года более 50 государств расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. Смертная казнь восстановлена в двух штатах США. Значительно расширилась сфера применения смертной казни в Китае, Иране, Корее, Саудовской Аравии.
21 страна ввела это наказание за преступления, угрожающие безопасности страны (шпионаж, предательство, контрреволюционная или революционная деятельность). 13 государств ввели смертную казнь за различные преступления, связанные с терроризмом, в том числе за угон самолетов, если это привело к гибели людей, за убийство заложников (Египет, Индонезия, Кувейт, США, Япония и др.). 21 государство установило смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 13 стран ввели рассматриваемое наказание за экономические и насильственные преступления, хищение государственных средств, нападение на сотрудников таможни, вооруженное ограбление. В ряде стран Востока установлена смертная казнь за прелюбодеяние, изнасилование, гомосексуализм, половую связь между немусульманином и мусульманкой. Уголовный кодекс Китая ввел смертную казнь за 15 видов преступлений. В 1982-1983-х годах к ним добавилось еще 14 составов. В июне 1996 года Ливия распространила смертную казнь на такие правонарушения, как потребление наркотиков и алкоголя и незаконные операции с иностранной валютой. В марте 1997 года Пакистан ввел смертную казнь за групповое изнасилование. С марта 1996 года законодательство Филиппин предусматривает смертную казнь, производимую путем смертельной инъекции.
По меньшей мере четыре страны, отменившие смертную казнь де-факто, возобновили ее. В марте 1996 года в Бахрейне был впервые после 1977 года расстрелян мужчина. В сентябре 1996 года в Гватемале впервые за 13 лет были расстреляны двое мужчин. Впервые с 1975 года на Коморских островах был расстрелян в сентябре 1996 года мужчина. Также впервые за 16 лет в Бурунди в июле 1997 года были казнены через повешение шесть мужчин.
По данным Международной амнистии, к 1995 году 87% всех казней в мире приходилось на долю Китая, Ирана и Нигерии. В Китае, по/разным данным, ежегодно казнят от 3,5 до 10 тыс. человек. По числу казненных в 1995 году четвертое место в мире после Китая, Саудовской Аравии и Нигерии занимал Казахстан, где впервые в постсовстской империи имела место публичная казнь. В 1996 году за распространение наркотиков в Туркменистане было казнено 123 человека. Вопрос о введении смертной казни за эти преступления дебатируется и в Киргизии.
По мнению кубинского правительства, высказанному в докладе для ООН в 1998 году, при оценке вопроса о том, сохранять или отменять смертную казнь в какой-либо отдельной стране, не следует игнорировать, в частности, право жертв преступлений, всего общества на то, чтобы жить в мире и безопасности, равно как уровень преступности в стране, национальную уголовную политику и настроения самого населения. На Кубе смертная казнь не может применяться к лицам, не достигшим 20-летнего возраста, или к женщинам, которые были беременны на момент совершения преступления или беременны на момент вынесения приговора. Смертная казнь на Кубе никогда не приводилась в исполнение в отношении женщин.
В Великобритании проводится свободное голосование по вопросу о восстановлении смертной казни за убийство. За последние годы парламент неоднократно обсуждал этот вопрос, но всякий раз отклонял предложение о повторном введении смертной казни за это преступление. Смертная казнь по-прежнему предусматривается за государственную измену, пиратство с применением насилия и некоторые воинские преступления. однако с 1946 года смертный приговор за эти виды правонарушений ни разу нс выносился и вряд ли может быть вынесен на практике, кроме как в военное время. По мнению британского правительства,'сформулированному в докладе ООН в 1998 году, вопрос об отмене смертной казни является исключительной компетенцией каждого правительства и парламента, которые при его рассмотрении должны учитывать международные обязательства, соответствующие положения международного права и принятые в стране нормы.
Совет Европы и смертная казнь
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ст. 2) установила, что никто не может быть намеренно лишен жизни иначе, как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. В то же время п. 1 ст. 64 Конвенции гласит: "Любое государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты может сделать оговорку в отношении любого отдельного положения конвенции о том, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению". Таким образом. Конвенция не обязывает государства безоговорочно следовать каждому положению Конвенции. Отказ от смертной казни не является условием вступления в Совет Европы или присоединения к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Еще в 1980 году Парламентская Ассамблея постановила обратиться к парламентам тех государств-членов Совета Европы, которые сохранили смертную казнь-за преступления, совершенные в мирное время, с призывом исключить ее из своей пенитенциарной системы. В 1983 году 21 страна (члены Совета Европы) одобрила дополнение Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека Протоколом ╟ 6 об отмене смертной казни в мирное время. Протокол ╟ 6 предусматривает, что смертная казнь отменяется; никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен;
в законодательстве может быть предусмотрена смертная казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. Государство при подписании протокола и позднее вправе указать территорию или территории, к которым применяется данный протокол. Протокол ╟ 6 стал первым документом международного права, сделавшим отмену смертной казни правовым обязательством государства, подписавшего и ратифицировавшего этот акт. Однако подписание и ратификация Протокола ╟ 6 является правом, но не обязанностью суверенного государства. По состоянию на ноябрь 1998 года не подписали и не ратифицировали Протокол ╟ 6 Албания, Болгария, Кипр, Литва, Польша, Турция, Великобритания. Подписали, но не ратифицировали Протокол ╟ 6 Бельгия, Латвия, Россия, Украина.
4 октября 1994 года Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в рекомендации ╟ 1246 подчеркнула, что смертной каэни не должно быть места в общеуголовных системах цивилизованных стран. Ныне в Совете Европы обсуждается вопрос о принятии нового протокола к Европейской Конвенции о правах человека, по которому предусматривалась бы отмена смертной казни в военное время.
Правовой комитет ПАСЕ предложил не признавать полномочия украинской делегации на его январской сессии в связи с тем, что на Украине исполнялись смертные приговоры не до 29 января 1997 года, как обязался Киев, а, по информации бывшего министра юстиции С. Головатого, до 11 марта 1998 года, накануне подписания Протокола ╟ 6, было приведено в исполнение около 200 приговоров, а затем (уже в период действия моратория) еще 13. Теперь украинские парламентарии намерены делегировать право отмены смертной казни Президенту страны либо Конституционному Суду.
Россия и смертная казнь
Конституция РФ (ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Эта мера наказания не применяется к женщинам, несовершеннолетним, мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65 лет.
Законом от 5 декабря 1991 года это наказание было исключено из санкций состава преступлений в виде хищения в особо крупных размерах, нарушения правил о валютных операциях, взяточничества. В 1994 году отменена смертная казнь за фальшивомонетничество.
В России число правонарушений, наказуемых смертной казнью, было уменьшено с 27 до 5 в соответствии с новым Уголовным кодексом, вступившим в силу и январе 1997 года:
статья 105, часть 2 - убийство при отягчающих обстоятельствах;
статья 277 - посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля:
статья 295 - посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование;
статья 317 - посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа:
статья 357 - геноцид.
Практика вынесения российскими судами смертных приговоров на протяжении последних лет имела устойчивую тенденцию к сокращению. В начале 60-х годов к смертной казни приговаривались тысячи осужденных. В 1961 году к смертной казни было приговорено 2159 человек, в 1981 году - 415, в 1985 году - 407, в 1989 - 100, u 1992 году - 159, в 1993 году - 157, в 1994 году - 160, в 1995 году - 141. С августа 1996 года смертные приговоры в России в исполнение не приводятся. В начале 90-х годов широко действовал институт помилования осужденных к высшей мере наказания. В 1993 году помиловано 149 человек, в 1994 году - 134 человека, в 1995 году -5 человек.
Согласно опросу населения об отношении к смертной казни, проведенному А.Михлиным в восьми регионах страны, 90% опрошенных не считают возможным отказаться в настоящее время от исключительной меры наказания. Михлин считает, что правосознание и психология уже нескольких поколений людей в России несут на себе печать насилия и жестокости классовой борьбы, разрушительных войн и тоталитарной идеологии. Видные отечественные психологи (М. Коченов, Г. Ратинов, В. Ефремова) связывают современное психологическое состояние российского общества прежде всего с категориями депрессии и страдания. По мнению Михлина, в ближайшие годы высокий уровень ригоризма в российском обществе не снизится и, следовательно, ни в ПСИХОЛ01ИЧССКОМ, ни в культурном отношении российское общество к отмене смертной казни нс готово [2]. С другой стороны, высказывается и противоположная точка зрения, что отмена смертной казни в России политически предрешена (В. Квашис).
В Распоряжении Президента РФ от 13.02.1996 "О первоочередных мероприятиях, (-²Яшиных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы" не упоминалось о присоединении к Протоколу ╟ 6 и проблемах смертной казни. В Указе от 16.05.1996 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" правительству было поручено в месячный срок подготовить для внесения и Государственную Думу проект федерального закона о присоединении России к Протоколу ╟ 6. Однако несмотря на это, мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров объявлен не был. Соответствующий проект закона не прошел первого чтения в ГосДуме.
29 января 1997 года последовало предупреждение Совета Европы (резолюция ╟ 111)о возможном неутверждении полномочий российской парламентской делегации ни своей следующей сессии. Он рекомендует России отменить смертную казнь в мирное время в течение года и ратифицировать Протокол ╟ 6 в течение трех лет.
27 февраля 1997 года издается Распоряжение Президента "О подписании Протокола ╟ 6 к ЕКПЧ". Согласно распоряжению президент принял предложение Правительства РФ, согласованное с Верховным Судом РФ, о подписании протокола. Он поручил МИДу России подписать от имени Российской Федерации этот протокол. Президент также поручил Минюсту РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными органами государст-иенной власти разработать комплекс мер но поэтапному решению проблем, связанных с ратификацией Протокола ╟ 6. Он иступит в силу лишь в случае его ратификации ГосДумой, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом. Но ГосДума отказалась принять проект закона о введении в России моратория на исполнение смертной казни (Постановление от 14.03.1997). Государственная Дума считает, что положения, содержащиеся в и. 10 Заключения Парламентской Ассамблеи (1996 г.) по этому вопросу, не являются обязательным условием для вступления России в Совет Европы, а имеют рекомендательный характер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Zimring; F.E., Hawkings G. Capital Punishment and the American Agenda. Cambridge, 1987.
2. Михлин А. Смертная казнь: за и против. Обязана ли Россия отменить исключительную меру наказания после вступления в Совет Европы? // Российская газета. 1997. ╟ 4.