Часть III
КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
Отделение I
НАКАЗАНИЯ, НЕ
СОСТОЯЩИЕ В ЛИШЕНИИ СВОБОДЫ
Глава I СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
Понятие и виды. Во главе всей
системы наказаний стоит высшая карательная мера - смертная казнь. Под смертной
казнью разумеется
отнятие государством жизни у человека в наказание чиненное им
преступное деяние. Она бывает или простым лишенем жизни, или усложняется различными
отягчающими придатками и
становится тогда квалифицированной смертной казнью. Квалифиикация эта обусловливается частью прибавлением
телесных страданий, которым
подвергается наказываемый до полного отнятия жизни, частью присоединением элемента публичности и различных унизительных
обрядов при совершении казни; этот последний элемент играет важную роль в
видах устрашения масс.
Её распространенность в
прежнее время на Западе. Смертная казнь есть самое тяжкое наказание, какое когда-либо было известно; даже в простой форме
она является мерой, более суровой, чем все другие карательные меры. Напрасно
некоторые писатели отрицают такое ее значение; что бы ни говорили, но жизнь
есть самое дорогое благо человека, и для сохранения жизни человек предпочтет
все другие лишения. Смертная казнь есть вместе с тем самая решительная мера,
какой обладает государство для достижения безопасности; раз уничтожен
преступник, он уже абсолютно лишен возможности вредить обществу. По способу
осуществления смертная казнь представляется наиболее простой; она ментальна и
не требует больших затрат от государства. Как шее наказание она является венцом
всей карательной системы, без которого эта последняя как будто не завершена.
Всеми этими причинами в связи с недостаточным развитием прав личности в
прежнее время и объясняется чрезвычайно широкое применение смертной казни в
прежних законодательствах. Наследие кровной мести, она расточалась государством
столь щедро, что было время, когда она стала нормальным наказанием за все
сколько-нибудь значительные преступные деяния. Достаточно припомнить старинное
деление наказаний на уголовные и неуголовные — сарi1аlеs и nоn сарiаlеs, причем
первые понимались в буквальном смысле (от сарut) и состояли в лишении жизни,
тогда как лишь самые ничтожные преступные деяния облагались наказаниями nоn
сарitаlеs. смертной казни
видели необходимую и нормальную меру текущего управления. К ней все привыкли: и
законодатель, и судьи, гордившиеся большим количеством смертных приговоров, и
даже сами осужденные, которые, по свидетельству многих писателей, спокойно шли
на эшафот, клали голову на плаху, сами надевали петлю на шею и т.п. Эта картина
была общая, совершенно согласная с состоянием законодательства и практики XVI, XVII и первой половины XVIII в. Знаменитый кодекс Карла V, Сагоliпа, назначает смерт ную казнь в 44
случаях. По вычислениям Пасторе во Франции дореволюционное законодательство
знало 115 преступных деяний, обложенных смертной казнью. Но классическая страна
применения смертной казни — Англия; ей принадлежит в этом отношении первое
место. Еще Блэкстон для прошлого столетия насчитывает 160 от-дельных
преступлений, обложенных смертной казнью; были эпохи, когда число их доходило в
Англии до 240.
Применялась смертная казнь в Западной Европе не только в простой форме,
но и в форме квалифицированной, причем последняя назначалась за наиболее
тяжкие преступления: так, заливание горла растопленным металлом — за подделку
монеты; кипячение в котле — за то же и за некоторые другие преступления;
сожжение на костре — преимущественно за преступления религиозные; четвертование,
колесование — за преступления политические и за отцеубийство, закапывание в
землю по грудь — за мужеубийство т.п. В простой форме смертная казнь
назначалась за преступные деяния, сравнительно незначительные; достаточно
сказать, что она была нормальной мерой за кражу в рецидиве. В английском
законодательсгае еще в начале XIX ст. полагалась смертная казнь за кражу имущества свыше 5
шиллингов. Масса проступков чисто формального свойства, не заключавших в себе
нарушения никако«го материального блага или права, облагались смертной казнью;
таковы бродяжничество, нищенство и т.п. При Генрихе VIII за бродяжничество подверглось смертной
казни около 72 тыс. человек. При Елизавете, следовательно, в цветущий
период английской истории, ежегодно подвергалось смертной казни около 400 человек,
а следовательно, за все царствование казнено около 18 тыс. человек. Еще в 1831
г. в одной только Англии с Валлисом, не считая Ирландии и Шотландии,
Миттермайер насчитывал 1601 сгмертиый приговор. Но всего более гибло на эшафоте
людей в Западной Европе по преступлениям политическим и религиозным. По
приблизительноиму расчету, сделанному Вольтером, в Европе за колдовство сожжено
около 100 тыс. человек. Карл V предал смертной казни по одним вычислениям около 100 тыс.
человек, по другим — свыше 50 тыс.; Филипп II казнил около 25 тыс. Французский
революционный тдэи-бунал отправил на гильотину (< Этот инструмент изобретен
врачом Гилъотэном, желавшим сделать смертную казнь для всех равной и быстрой.
Сам изобретатель гильотины сложил голову на том же инструменте>) свыше 19
тыс . человек.
Ее распространенность в России. То же самое явление повторяется и в
России. Смертнал казнь и у нас в первоначальном периоде истории применяется в
высшей степени часто, образуя нормальную меру наказания. Впервые она упоминается
в двинской судной грамоте 1397
г., но и ранее этого известны случаи ее применения. По известиям арабских
историков Х в., еще в их время славяне
разбойников вешали на деревьях. Псковская судная грамота назначает смертную
казнь за наиболее тяжелые преступленшия. Судебник 1497 г. знает 9 случаев
применения смертной казни; 2-й Судебник, царский, насчитывает уже 15 родов
преступлений, облагаемых смертной казнью. В Соборном улож«нии 1649 г. это число
возросло до 54. Воинские артикулы 1716 г. еще более увеличивают объем
применения смертной казни; в них заключается до 100 статей, которые
предписывают это наказание. Кроме общих законов, назначавших смертную казнь,
она в рассматриваемую эпоху определялась в высшей степени щедро отдельными
правительственными распоряжениями. Так, например, Наказ о градском благочинии
1649 г. облагал смертной казнью даже неосторожное причинение пожара. Всякие
границы по тяжести преступных деяний были утрачены, и
государство прибегало к смертной казни как будто к единственному виду
наказания, ему известному. Понятно, что при таких условиях смертная казнь
должна была применяться и у нас в высшей степени часто. При этом нашему
законодательству была известна не только простая, но и квалифицированная
смертная казнь. В 1662 г., во время Коломенского бунта, число казненных
доходило до 2000 человек. За подделку медной монеты, «за воровское денежное
дело», говорит Котошихин, «казнено в те годы, как те деньги ходили», больше
7000 человек. За стрелецкий бунт 1698 г, казнено около 2000 стрельцов. При
таком отношении государства к смертной казни подвергаемые ей лица относились к
ней с замечательным спокойствием.
«Иностранцы, — говорит проф. Сергеевский, — склонны
были видеть этом одну жестокость нравов или апатию к жизни, но не то это было в
действительности. Это было, думается нам, ясное сознание неизбежного
подчинения государственной силе, одержавшей победу, после которой побежденному
оставалось одно — умереть. Борьба кончена, счеты сведены, другого выхода нет! И
шел русский человек на плаху с одной мыслью: умереть в порядке; и старался он
умереть под топором палача по возможности так же, как дед и отец его умирали у
себя в избе, в большом углу, на лавке под образами. Тридцать астраханцев, о
которых рассказывает де-Бруин, вышли на казнь, даже не связанные, и тихо стояли
в кругу, ожидая каждый своей очереди. Перри говорит: «...русские ни во что не
ставят смерть и не боятся ее. Когда им приходится идти на казнь, они делают это
совершенно беззаботно. Я сам видел, как осужденные шли с цепями на ногах и с
зажженными восковыми свечами в руках. Проходя мимо толпы народа, они кланялись
и говорили: простите, братцы! и народ им отвечал тем же, прощаясь с ними; и так
они клали головы свои на плахи и с твердым, спокойным лицом отдавали жизнь
свою». Стрельцы сотнями шли на казнь, не связанные и не скованные, в одних
только ножных колодках, несколько затруднявших ходьбу; шли спокойно, сами
всходили на лестницу к виселицам, крестились на все четыре стороны, прощались с
народом, опускали на глаза саван, надевали себе петлю на шею и бросались с
подмосток. Коллинс говорит, что приговоренные к повешению всегда надевают себе
сами петлю и сами бросаются вниз. Присутствуя при стрелецких казнях, царь Петр
стал очень близко к одной из приготовленных плах; к нему подошел осужденный
стрелец и сказал: «Отойди, государь, — мне здесь лечь надо!» Даже Петр был
поражен этой сценой и сам рассказывал о ней Лефорту. Берхгольц сообщает
несколько случаев поразительной твердости духа подвергавшихся казни
преступников. В 1722 году он видел двух колесованных, положенных на колесо. Эти
двое, люди еще молодые, вовсе не имели на лице смертной бледности; они были так
покойны, как будто с ними ничего не случилось. Но больше всего меня удивило
то, говорит он, что один из них с большим трудом поднял свою раздробленную
руку, висевшую между спицами колеса, утер себе рукавом нос и опять сунул ее на
прежнее место; мало того, заметив, что запачкал несколькими каплями крови
колесо, на котором лежал лицом, он в другой раз с таким же усилием втащил ту же
изувеченную руку и рукавом обтер запачканное место. Фальшивый монетчик,
положенный после залития горла на колесо, на другой день, еще живой, лежал на
колесе спокойно и ловил рукой монету, которая была привешена к колесу снизу.
Еретик и богохульник, приговоренный к сожжению на медленном огне с
предварительным сожжением правой руки, во время казни не испустил ни одного
крика и оставался совершенно покоен; он неустрашимо смотрел все время на
пылающую свою руку и только тогда отвернулся в сторону, когда дым стал есть ему
глаза и на голове загорелись волосы. (Женщины не уступали по твердости духа
мужчинам. Окопанные в землю находили в себе достаточно душевной силы, чтобы
благодарить наклонением головыпрохожих за брошенные в яму деньги,
предназначавшиеся на их погребение.
Таким образом, и у нас, как и на Западе, смертная казнь была долгое
время совершенно нормальной карательной мерой.
Вымирание смертной казни на Западе. Из этого положения нормальной меры смертная казнь
мало-помалу выходит начиная с XVIII века, хотя, впрочем, вопрос о ней до сих пор не может считаться
законченным.
В современных законодательствах смертная казнь является институтом
вымирающим, применяемым чрезвычайно редко. Так, в Англии, где еще.в начале
нынешнего столетия она применялась иссьма часто, рядом отдельных указов, и
особенно законами Георга IV 1827 г. и королевы Виктории тридцатых годов и консолидированными
статутами 1861 г., число преступных деяний, обложенных смертной казнью,
значительно ограничено. Ныне ею облагаются: 1) верховная измена (high trеаsоп), т.е. посягательство на особу короля
и других лиц королевского дома; 2) оконченное убийство, не только
предумышленное, но в некоторых случаях и умышленное (так как английское
«murder» имеет более широкое значение, чем «предумышленное убийство»); 3)
морской разбой с насилием над личностью и 4) поджог кораблей и арсеналов.
При этом в Англии замечается не только уменьшение в законодательстве
числа преступлений, обложенных смертной казнью, но имеете с тем и значительное
уменьшение вероятности как постановления приговора о смертной казни, так
особенно приведения в исполнение такого приговора. В начале текущего столетия
в Англии ежегодно приговаривалось к смертной казни средним числом 810 человек,
а подвергалось ей в действительности 80, т.е. менее 1/10 всех приговариваемых.
После реформ 30-х годов число случаев как постановления смертных приговоров,
так и исполнения их уменьшилось еще более. Ныне приводится в исполнение около
10 приговоров в год (в 1871 г. — 4, в 1877 — 23, в 1884 г. — 16).
Во Франции в революционную эпоху возникло стремление к полной отмене
смертной казни; но политические движения этого времени, требовавшие усиленного
применения репрессивных мер, не дали ему осуществиться: оно проявилось только в
выраженном Конституцией 1791 г. принципе, что смертная казнь подлежит отмене с
наступлением общего мира. Предложения Лепельтье 1791 г. и Кондорсе 1793 г. об
отмене смертной казни не были приняты; однако число преступлений, обложенных
этим наказанием, было понижено до 32 и отменена квалифицированная смертная
казнь. Уложение 1810
г. назначает смертную казнь за 38 видов преступлений, и, между прочим,
квалифицированную (отсечение кисти правой руки до полного лишения жизни) — за
отцеубийство. Дальнейшее развитие французского законодательства было
направлено к сокращению числа случаев применения смертной казни; в 1832 г. она
была отменена за 8 видов преступлений, в 1848 — за преступления политические.
Но и поныне Франция является страной, где смертной казнью обложено наибольшее
количество преступлений. Такие преступления суть:
1)
нанесение, с намерением убить, ран должностным лицам при исполнении ими
служебных обязанностей;
2) предумышленное убийство;
3) всякое преступление (crime), при котором были употреблены истязания,
пытки и т.п.;
4) непредумышленное убийство при известных
отягчающих обстоятельствах;
5) кастрация;
6) лишение свободы, сопровождавшееся
насилием;
7) лжесвидетельство, если результатом его
было присуждение кого-либо к смертной казни;
8) истребление посредством поджога зданий,
в которых находились люди;
9) некоторые нарушения постановлений об
охранении народного здравия (по закону 1822 г.);
10) некоторые повреждения железнодорожных
сооружений (по закону 1845 г.).
Исполнение смертной казни во Франции публично. Хотя перечень видов
преступлений, обложенных смертной казнью, еще довольно велик, но и во Франции
институт этот должен быть причислен к числу вымирающих. Те 10 случаев, в
которых она, по Code penal,
назначается, составляют лишь незначительный процент числа их в дореволюционном
законодательстве. Постановление судом приговоров о смертной казни за
преступления, хотя бы и обложенные ею по закону, становится явлением более и
более редким; еще реже случаи приведения в исполнение смертных приговоров.
Падение числа случаев применения смертной казни идет постепенно в
необыкновенно правильной прогрессии. В период 1826—1830 гг. число приговоренных
к смертной казни было 111, а среднее число казненных — 72; в период 1876—1880
гг. приговоренных — 25, казненных — 6.
В Германии вопрос о сохранении или уничтожении смертной казни
давно обсуждается литературой. В 1871 г. он сделался предметом оживленных
прений в рейхстаге, когда в парламент был внесен правительством проект общегерманского
уложения и когда общественное мнение успело уже заметно склониться на сторону
отмены смертной казни. При первом и втором чтениях проекта смертная казнь была значительным
большинством голосов отвергнута на том основании, что многие; из мелких германских
государств уже раньте отказались от нее. Но при третьем чтении, благодаря
энергическому вмешательству имперского канцлера, заявившего, что если будет
отвергнута смертная казнь за указанные в проекте преступления, то правительство
возьмет обратно весь проект, составилось незначительное большинство в пользу
смертной казни (127 голосов против 119). Таким образом, ..действующее
общегерманское уложение облагает смертной казнью два вида преступлений: 1)
предумышленное убийство (Mord) и 2) верховную измену (Hochverrath).
Практика применеиия смертной казни в Германии свидетельствует о таком
же процессе вымирания этого института, как и в других государствах. Так, в
Пруссии в начале нынешнего столетия к смертной казни приговаривалось около 70
человек ежегодно, в 60-х годах - 30,
теперь еще менее; причем число лиц, над которыми приговоры действительно
приводились в исполнение, составляет также незначительный процент всего числа
приговоренных; максимум числа казненных ни в один год не поднимался выше 25,
минимум равен 4. Аналогичное явление замечается в других мелких германских
государстваах.
В Австрии кодекс 1803 г. назначал смертную казнь за 5 видов
преступлений, а именно за: 1)
бунт; 2) подделку денежных знаков; 3) предумышленное убийство; 4) разбой и 5)
квалифицированный поджог, сопровождавшимися лишением жизни.
По действующему австрийскому уложению 1852
г. смертная казнь отменена за подделку денежных знаков, но введена за некоторые
тягчайшие общеопасные железнодорожные повреждения. По статистическим данным
Австрии в период 1804—1853 гг. ежегодно приговаривалось к смертной казни
средним числом 30 человек, казнено — 9; в период 1S54—1880 гг. число приговоренных 60, число
казненных — 4. Следовательно, вероятность исполнения смертного приговора во
втором периоде значительно уменьшилась сравнительно с первым.
В Италии смертная казнь была отменена для Тосканы еще в XVIII ст. под несомненным влиянием Беккарии.
Именно в 1786 г. был составлен для Тосканы проект уголовного кодекса и представлен
герцогу Леопольду II,
который впервые вычеркнул смертную казнь из системы на:мказаний; смертная
казнь, впрочем, и раньше уже перестала применяться в Тоскане в силу тайного
повеления герцога. Позднейшими законодательными актами смертная казнь в
Тосканском герцогстве то восстанавливалась, то снова отменялась, что
впоследствии дало возможность Миттермайеру делать любопытные сопоставленной:
числа и рода преступлений в зависимости от существования или несуществования в
данное время смертной казни; он пришел к выводу, что смертная казнь не
уменьшает числа преступлений
и не обеспечивает общественной безопасности. В 1861 г. итальянская палата
депутатов большинством (105 голосов против 81) постановила отменить смертную
казнь для всей Италии; но предложение это не прошло вследствие оппозиции
сената, так что смертная казнь осталась в общеитальянском кодексе. Ныне изготовляется
в Италии проект нового уложения, и вместе с тем нарождается новый защитник
смертной казни в лице антропологической школы.
Кроме Тосканы смертная казнь ныне отменена в некоторых мелких государствах, именно: в Румынии, Голландии, Португалии, республике Сан-Марино и др.
Общим образом она была отменена и в Швейцарии на основании 65
ст. союзной конституции 1874 г. Но в 1879 г. статья эта была предложена на
всенародное голосование, и оказалось, что большинство высказалось против нее;
таким образом, статья эта, отменяющая смертную казнь, была отменена народом. В
этом факте защитники смертной казни видят сильный довод в свою пользу. Но при
ближайшем рассмотрении сила этого довода оказывается сомнительной: только 6
кантонов (4 в 1880 и 2 в 1881) воспользовались правом восстановить у себя
смертную казнь — правом, которого они до 1879 г. не имели, между тем как в
голосовании, давшем им такое право, участвовали все кантоны. Из этого факта,
следовательно, нельзя вывести, что швейцарский народ желает смертной казни; им
доказывается только протест против излишней регламентации общим
законодательством таких вопросов, как вопрос о карательных мерах. Голосование
было выражением мнения народа о централизации или децентрализации, а не о
желательности или нежелательности введения смертной казни.
Смертная казнь в России. К однородным результатам, хотя совершенно другими путями, пришло,
по отношению к рассматриваемому вопросу, и наше законодательство. У нас
смертная казнь отменена раньше, чем где бы то ни было в Западной Европе^но
отмена эта произошла не столько по соображениям необходимости или излишности
ее, не столько по соображениям государственных нужд, сколько ввиду частью
мотивов внешнего благочестия и набожности наших правителей, частью — мягкости
женского характера. Наиболее сильно такие мотивы действовали в царствование
Елизаветы Петровны, которая имела личное нерасположение к смертной казни.
Тотчас по вступлении на престол она объявила, что не допустит, чтобы в ее
царствование кто-либо был казнен смертью. Начался своеобразный исторический
процесс отмены смертной казни, отмены не формальной и даже вообще за отмену у
нас не всеми признаваемый. Указом 1742 г. от смертной казни освобождены
малолетние и несовершеннолетние до 17 лет; отдельными указами сенату, судам
предписывалось не приводить в исполнение приговоров о смертной казни, а представлять такие
прииговоры на утверждение Высочайшей власти, но Высочайшая власть их не утверждала.
Тюрьмы наполнились людьми, осужденными на смерть, но ожидающими своей участи, и
сенат, не зная, что с н нми делать, обратился за разъяснением к императрице.
Тогда указами 1753 и 1754 гг. общим образом предписано заменять смертную казнь
новым наказанием — политической смертью и ссылкой в Сибирь инавсегда.
Существует спор о том, считать ли законодательство Елизаветы отменой
смертной казни или нет. В пользу первого мнения высказывались гр. Мордвинов,
Сперанский, Блудов и др. Противоположный
взгляд опирается на то, что, с одной стороны,
фактически смертная казнь у нас не уничтожалась, так как случаи ее применения
были, например казнь Пугачева, Мировича и др.; с другой стороны, что ни
один из указов Елизаветы Петровны нее говорит об отмене смертной казни, а все
они предписывают только не приводить
ее в исполнение, из чего выводят, что смертная казнь у нас не была отменена,
тем более что указы Елизаветы относились только к уголовным делам, приговоры по
которым до того не представлялись верховной власти. Первый довод не
убедителен. Нужно помнить своеобразный взгляд правительства XVIII в. на закон: оно не считало себя
связанным законом в такой мере, как теперь; помимо того, оставались в силе воинские
артикулы, знавшие смертную казнь. Столь же мало убедителен второй довод. И в западных законодательствах есть случаи
отмены различных институтов таким же отрицательным путем, каким отменена у нас
смертная казнь. Равным образом никто не станет отвергать, что в течение всего
времени, с Елизаветы Петровны до уложения 1845 г., у нас хотя и были случаи
применения смертной казни, но приговорэы о ней постановлялись не на основании
общих законов и не обо^ими судами, а всегда или на основании законов воинских,
или в сил;у сепаратного закона, для данного случая изданного. Потому же не
доказателен и довод, вытекающий из подсудности дел, о которых говорят указы
Елизаветы; для низших судебных мест требовалось гзрямое запрещение, для себя
высшее правительство частью подразумевало то же правило, частью оставляло
власть назначения смертной казни в случаях чрезвычайных; законодательная и
судебная деятельность в то время еще не отделились друг от друга.
Следовательно, законодательство Елизаветы Петровны должно быть
рассматриваемо как отменяющее смертную казнь в России для преступлений
общегражданских. Но ее формалгьзно восстанавливают другие, позднейшие законы,
а именно: полевое уложение 1812 г., определившее ее за некоторые преступления
воинские и общие в военное время; Устав карантинный 1832 г. и, наконец, Свод
законов 1832 г., который восстановил смертную казнь за преступления политические против двух
первых пунктов при условии учреждения верховного суда. При составлении свода
законов Сперанский исходил из того положения, что у нас смертная казнь общим
образом отменена как за политические, так и за другие преступления, но что
ввиду исторических примеров ее применения должно признать, что она
восстановлена позднейшими законами за некоторые преступления. Поэтому в Своде
законов 1832 г. положение о смертной казни было сформулировано следующим
образом: «Казнь смертная, за разные преступления в прежних законах положенная и
по указам 1753 и 1754 гг. другими наказаниями замененная, с того времени
определяется действующими ныне законами за следующие токмо преступления:
1) за преступления против первых двух
пунктов, когда оные по) особенной их важности предаются рассмотрению и решению
вер- I ховного уголовного
суда;
2) за нарушение карантинных правил по
приговору военного суда;
3) за воинские преступления, в уставе
военно-уголовном озна- . ченные.
Примечание. По бывшим доселе примерам известно, что
над преступниками против первых двух пунктов были учреждаемы особые верховные
суды: в 1764 г. — над подпоручиком Мировичем; в 1771 г. — по происшедшему в
Москве бунту во время заразы; в 1779 г. — над донским казаком Емелькой
Пугачевым с соучастниками; в 1826 г. — по бунту 14 декабря 1825 г.». Таков
объем применения смертной казни по Своду законов 1832 г. За политические преступления она могла быть
назначена только в том случае, если верховная власть найдет нужным назначить
особый для данного случая суд, а за карантинные — по приговору военного суда;
общим образом она Своду законов не была известна. От этого положения отказалось
дальнейшее законодательство.
Еще проект 1813 г. предполагал восстановить у нас смертную казнь за
преступления политические, за важнейшие преступления против личности и даже
против собственности; однако это предложение не было принято. В секретном
комитете 1838 г., который был учрежден для рассмотрения вопроса о наказаниях за
деяния, совершенные ссыльнокаторжными и ссыльнопоселенцами, также предлагалось
ввести смертную казнь, но хотя это предложение было принято, оно ни разу не
исполнялось. Хотя проект 1813 г. не получил силы закона, но не подлежит
сомнению, что Сперанский имел в виду работы по его составлению, чем и
объясняется его осторожное отношение к вопросу о смертной казни.
При составлении Уложения 1845 г. в среде членов комиссии преобладала
мысль о необходимости смертной казни как венца карательной системы, без
которого последняя несовершенна; граф Блудов предлагал ввести смертную казнь кроме политических
преступлений еще и за некоторые преступления против личности. Но и на этот раз
такое предложение не было принято. Смертная казнь осталась за прежние три
категории преступлений: политические, карантинные и военные; но введено то
изменение, что важнейшие политические преступления обложены смертной казнью в
виде общего правила, независимо от признания важности их специальным законом
об учреждении верховного суда.
Итак, формально у нас смертная казнь может считаться отмененной
уже более 100 лет за все общие преступления и затем носстановленной за
некоторые специальные преступления. Объем применения ее за эти последние
незначителен. За время с 1866— 1881 гг., т.е. за самое бурное, тревожное время
нашей политической жизни, было приговорено к смертной казни за политические преступления
46 лиц, а приведены в исполнение приговоры по отношению к 28 лицам, что при
разделении на 15 лет дает в среднем иыводе менее двух человек в год; на 1879 г.
выпало из общего числа 16 случаев применения смертной казни. В остальные
периоды нашей новейшей истории случаи применения смертной казни еще
более редки.
Но фактически смертная казнь у нас не была отменена, пока
существовали телесные наказания; и это прекрасно поняли иностранцы, которые
упрекали нас, что мы отменили простую смертную казнь, но сохранили
квалифицированную: шпицрутены до 6 и даже до 10 000 ударов, плети, кнут при
известном числе ударов и при известной сноровке были применением
квалифицированной смертной казни. Другое обстоятельство состояло в том, что
наше общее наконодательство отменило смертную казнь, но допускало частую передачу
дел в военные суды для решения их по законам военным; Свод законов 1857 г. знал
более 40 случаев, когда такая передача могла иметь место. Судебные уставы
положили предел этому порядку вещей, запретив передачу дел в военные суды, за
исключением некоторых, точно указанных случаев. Но в последнее время на
основании закона об усиленной и чрезвычайной охране передача дел из общих судов
в военные предоставлена на усмотрение генерал-губернатора данной местности, чем
в значительной степени парализуется действие указанного постановления судебных
уставов. Если, таким образом, вопрос о смертной казни в России тесно связан с
вопросом о телесных наказаниях, то с отменой последних, т.е. с указа 17 апреля
1863 г., и фактическое, замаскированное применение смертной казни за общие
преступления может считаться отмененным. Русское законодательство пришло к
тому же положению по отношению к смертной казни, как и западные
законодательства: и у нас процесс вымирания этого института не подлежит
сомнению.